Получи случайную криптовалюту за регистрацию!

Григорий Баженов

Логотип телеграм канала @furydrops — Григорий Баженов
Адрес канала: @furydrops
Категории: Экономика , Новости Экономики
Язык: Русский
Количество подписчиков: 26.70K
Описание канала:

Григорий Баженов - экономист, к.э.н., преподаватель НИУ ВШЭ, с.н.с. ЭФ МГУ, автор научпоп блога об экономике Furydrops.
Экономика и политика, личное мнение, немного футбола.
Сотрудничество: @Oneggin @bajenof
Рекламный пост ≠ личная рекомендация.

Рейтинги и Отзывы

2.67

3 отзыва

Оценить канал furydrops и оставить отзыв — могут только зарегестрированные пользователи. Все отзывы проходят модерацию.

5 звезд

0

4 звезд

0

3 звезд

2

2 звезд

1

1 звезд

0


Последние сообщения 11

2023-12-07 16:44:03 Но у развивающихся стран есть такая проблема: надо строить Rule of Law. Это нетривиальная задача. Совсем. Ответа на вопрос, как же это сделать, нет.

Вопрос "как построить институты на практике" очень сложный. Последнее поколение литературы по теме подчеркивает глубокие корни институтов.

В итоге люди часто разочаровываются в филде в целом.

Как вырастить экономику-то? Как нам все поменять?

Ответ убивает: имейте хорошую правовую систему 400 лет назад

Всемирный банк и МВФ дают намного более прикладные вещи: вот так должен быть устроен бюджетный процесс, вот так оценка проектов, вот вам про прозрачность расходов, вот вам независимый фискальный совет/совет по финстабильности, а вот кодекс для центральных банков, вот лучшие практики.

Это конечно тоже институты, но на таком мезо-уровне как бы. На макро уровне у нас RULE OF LAW.

Короче говоря, здесь нужно разводить понятия.

Есть технократия - это то, что ВБ и МВФ рекомендует.

А есть гражданская добродетель сопротивляться диктатуре, из которой Rule of Law растёт.

Это про разное.

Сложно проявлять гражданскую добродетель и строить Rule of Law, если есть диктатура. Увы, 400 лет назад не было хороших институтов.

Ситуация несколько осложняется еще и тем, что если диктатура умная, то она вполне принимает набор технократических мер. И становится очень стабильной. Да, о серьезном развитии говорить не приходится, но устойчивость на крайне высоком уровне.

Итого:

1. Разводим технократию и Rule of Law. Это разные вещи. Первую построить сильно проще, чем второе. Впрочем, у многих и технократия не выходит.

2. Если вы думаете, что технократию нужно упразднить, тогда прощай диктатура, вы ошибаетесь. Вероятно, будет лишь хаос, а на смену одной диктатуре придет другая, при которой и жить будет хуже.

3. Все проходит. И диктатура тоже. Нужно сохранять то, что работало, и медленно, но верно стремиться строить Rule of Law.
13.2K views13:44
Открыть/Комментировать
2023-12-02 12:35:03 В чате канала часто возникают вопросы про денежно-кредитную политику. Как про методы ДКП (традиционные и нетрадиционные), так и про разные кейсы с ними связанные.

Для одного сборника написал две главы: традиционные и нетрадиционные методы ДКП. Там немного теории + описание кейсов (США, Израиль, Япония) и немного литературы по теме. Думаю, вам будет интересно.

Поэтому делюсь:

1. Традиционные инструменты ДКП

2. Нетрадиционные инструменты ДКП (QE)
13.9K viewsedited  09:35
Открыть/Комментировать
2023-11-28 16:55:58
Таки как Израиль стал богатым? В новом ролике я расскажу, как можно превратить пустыню с ну очень шаткой экономической системой, если уж не в Землю обетованную, то в одну из самых передовых стран мира! Смотрим? Смотрим!

13.9K viewsedited  13:55
Открыть/Комментировать
2023-11-28 16:53:39 Таки как Израиль стал богатым?

В новом ролике я расскажу, как можно превратить пустыню с ну очень шаткой экономической системой, если уж не в Землю обетованную, то в одну из самых передовых стран мира!

Смотрим? Смотрим!





Если вам интересны другие страны, пишите о них в комментариях (про Аргентину и Южную Корею будут выпуски в декабре).
13.3K viewsedited  13:53
Открыть/Комментировать
2023-11-28 00:28:59
Завтра выйдет ролик про Израиль, он полностью готов. А еще я записал топовый подкаст про Аргентину и Милея с Константином Ватрубой, который живёт в Чили в 50 км от Аргентины, часто бывает в стране стейков, вина и футбола, изучая политику и экономику государства…
14.1K views21:28
Открыть/Комментировать
2023-11-24 13:11:02 Добавлю от себя 1. Введение санкций в значительной степени обусловлено призывом "надо же что-то делать". Часто "что-то" заменяется на "всё, что угодно, лишь бы не сидеть, сложа руки". Ведь этого явно требуют. Это в свою очередь очень даже сильно подхватывается…
12.9K viewsedited  10:11
Открыть/Комментировать
2023-11-24 10:51:09 Добавлю от себя

1. Введение санкций в значительной степени обусловлено призывом "надо же что-то делать". Часто "что-то" заменяется на "всё, что угодно, лишь бы не сидеть, сложа руки". Ведь этого явно требуют. Это в свою очередь очень даже сильно подхватывается теми, кто не хочет выглядеть плохо, более того рассчитывает получить от этого гешефт, часто политический. Индивидуальная нагрузка от санкций на таких людей не высока. А вот выгоды вполне могут быть значительными. Это и есть — политическая целесообразность as is (political expediency), о которой в п. 9 пишет Сергей.

2. Санкции — это тема с лёгкостью поддающаяся электоральным спекуляциям. Правдорубов и моральных богачей ( ) любят. У идеи отменить санкции или их ослабить всегда будет полно оппонентов. Ситуация усугубляется тем, что под контроль за соблюдением санкций ВСЕГДА выстраивается бюрократическая инфраструктура. Это не означает, что в конечной точке санкции не обойти. Это означает, что под санкции уже выделены бюджеты, созданы рабочие места, выработана процедура. Логика бюрократа в том, чтобы все это не просто уберечь, а желательно расширить. Ни о какой эффективности никто думать и не будет. Люди продолжат собираться в группы, писать документы, вносить Чубайса и Кудрина в санкционные списки. Потому что главное — это политическая и бюрократическая целесообразность.

3. Отменить или смягчить санкции сложно. Мы вряд ли здесь обнаружим сугубо общественно-рациональное зерно. Да, лоббисты отмены найдутся. Как и лоббисты закручивания гаек или сохранения статус кво. Но в данном случае первые в проигрышном положении относительно вторых именно в силу намного большей значимости нерационального аспекта восприятия санкций публикой. Ну и куда как большего количества заинтересованных лиц, в т.ч. и опосредованно.

4. Добиться отмены санкций — это прежде всего задача дипломатии. Для подобных переговоров нужна политическая воля. Но чем сильнее страна интегрируется в другой мир (условно подальше от Запада в сторону Востока), тем меньше у неё стимулов эту политическую волю обнаружить. Даже при условии значительных перемен. Проблемы и ограничения будут принципиально другими. Если раньше мы могли себе представить полноценную изоляцию в силу слишком большого разрыва между условным Западом и остальным миром, то сегодня такая изоляция возможна лишь в случае добровольного желания закрыться (КНДР). Глобальное неравенство снижается, средний уровень жизни растёт, а мировая экономика диверсифицируется.

Конечно, нет никаких сомнений, что санкции наносят экономический ущерб стране, на которые они наложены. И то, речь идёт об ущербе относительно ситуации без санкций, а не о ПОЛНОМ. КРАХЕ. ЭКОНОМИКИ. И нет никаких сомнений, что бюрократия, политики и группы интересов будут пользоваться этой ситуацией столько, сколько получится.

А вот сомнений в том, что так можно заканчивать войны — много.
19.7K viewsedited  07:51
Открыть/Комментировать
2023-11-24 10:51:09 Сергей Вакуленко про эффективность санкций —

Санкции могут сделать две вещи – причинить боль и неприятности и уменьшить количество ресурсов в распоряжении, ослабить. Соответственно, санкции вводят из таких соображений:

[РАЦИОНАЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ]

1. Причинить стране и режиму настолько нестерпимую нужду, чтобы заставить прекратить делать то, за что следует наказание.
Не работает почти никогда. Режимы, решающиеся на действия, за которыми следуют санкции, как правило, имеют достаточно ресурсов для продолжения таких действий.

2. Причинить неприятности населению, чтобы оно связало это с теми, кто стоит у власти, чтобы власти лишились поддержки и либо были вынуждены менять курс, либо потерять власть.
Как правило, не работает или даже имеет противоположный эффект. Население винит не правителей, а внешних врагов, а пропаганда правителей, что весь внешний мир против страны, почему и надо было делать резкие действия, превращается в самосбывающееся пророчество. Правитель же говорил, что вся заграница нас не любит? Вот и доказательство, санкции.

3. Лишить ресурсов для долгосрочного продолжения совершения действий, за которые наложены санкции.
Иногда работает. Но нужны годы, чтобы заработало. С Южной Африкой сработало (вместе со многими другими событиями), страна отказалась от политики апартеида. С Суданом сработало – Южный Судан получил независимость. С Югославией-Сербией, скорее, не сработало, понадобились более крутые меры.
...

[ЛИЧНЫЕ И НЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ]

5. Неприязнь.
...

6. Месть.
...

7. Activity bias. «Нельзя же просто так стоять и смотреть на то, как людям плохо и как творятся злодеяния. Надо же что-то сделать!». Вот и делается. Что-то.

8. Virtue signaling. «Нам, в общем-то, все равно, но если мы наложим санкции, мы будем хорошо выглядеть в глазах тех, кто нам не безразличен. А если не наложим, то будем выглядеть плохо. Ну, давайте наложим, если нам не будет это слишком дорого стоить»

9. Political expediency. В некотором смысле, гибрид двух предыдущих пунктов, но в исполнении выбираемых политиков, заботящихся о своей политической карьере, делающих то, что от них ждут массы, покупающих страховку от последующих обвинений в бездействии, отвлекающих электорат от более насущных проблем. “Wag the Dog”.

...больше половины резонов тут – нерационального свойства [в плане общественном, а не личном]. Причём, если говорить о первой половине списка, материальных и рациональных поводах и причинах введения санкций, то получается, что эти цели как раз чаще всего и не достигаются.

Есть, правда, вот какое соображение - санкций может быть недостаточно, чтобы заставить прекратить нежелательные действия, но угроза их введения может удерживать от совершения таких действий. А чтобы угроза работала, нужен хороший и живой пример.

«Работают» ли санкции для причин из второй половины списка, так просто не скажешь, это надо залезать в головы и души людей и смотреть, насколько они субъективно удовлетворены результатом. Объективно, может, не работают, а субъективно – вполне могут и работать. И именно поэтому раз введённые санкции так трудно отменять. Поскольку есть множество эмоциональных причин для их существования, всегда найдутся желающие заработать политический капитал нападками на политика, предлагающего отменить или ослабить санкции, с обвинениями, что он продался, перешёл на сторону зла, лишён эмпатии к жертвам, не слышит стука пепла Клааса ( ) в сердце и т.д.

У санкций есть порог на то, чтобы они были введены, но есть куда более высокий для их отмены. Для того, против кого введены санкции, оказывается недостаточно вернуться в status quo ante, надо изображать добродетель, раскаяние и предъявлять гарантии неповторения в будущем, но даже это может не всегда работать. Против Кубы, например, в её нынешнем состоянии санкции, скорее всего, введены не были бы. Но поди их теперь отмени, с таким-то количеством избирателей кубинского происхождения во Флориде, штате, который регулярно решает судьбу президентской гонки.
17.8K views07:51
Открыть/Комментировать
2023-11-22 19:22:57 Пока все смотрят Ланькова у Дудя (а смотреть надо, в кои-то веки приличный спикер и отличный специалист), увидел великий хайлайт интервью представителей Российского общества изучения идей чучхе (посмотрите видео, оно короткое). Да, это те ребята, которые наградили Стаса.

Что могу сказать...

Я поражен знаниями рассказчика не меньше пораженной учительницы умом Ким Чен Ира...

Для любителей качественного контента фулл
43.6K viewsedited  16:22
Открыть/Комментировать
2023-11-14 15:34:42
Круговорот виляния хвостом Сергея Гуриева.

Давайте так.

Защищать Гуриева при желании можно сколь угодно много и долго. Если, конечно, есть желание. Но лично мне кажется, что человек очень умело виляет хвостом.

Все его последние заявления выглядят как риторические перескоки с позитивного на нормативное и утилитарное. С одной стороны, он утверждает, мол, ну да, вот так работает евробюрократия, такова жизнь (дескать, факт), с другой — если эти санкции сделали так, что Россия произвела хотя бы на 1 ракету меньше, то какие вопросы вообще (нормативная позиция, причем хоть и выглядит как белое пальто, на деле строго утилитарная — подсчет ракет, в реальности отсутствие подсчета, скорее просто утверждение).

Когда говоришь ему напрямую, мол, вы же по сути эти санкции защищаете, Сергей, несмотря на их неэффективность и явную направленность на тех, кто вообще не при делах, да и в целом они могут работать в обратную сторону (тут спасибо Пожарскому, узнал, согласен), он ответит — кто, я?! И снова начнется по кругу, мол... НО ЕСЛИ ХОТЬ НА 1 РАКЕТУ МЕНЬШЕ!

Если из-за этой ситуации ему придётся высказаться, то будет так:

1. Этого не было, я не участвовал, только рекомендовал санкции, так работает бюрократия.

2. Они это заслужили, да и вообще, если на 1 ракету меньше.

3. Это повторится снова, да и вообще надо бы прижать по самое не могу эту автократию, а сопутствующий ущерб — что поделать .

Пикрил идеально характеризуют его ответ на любой такой вопрос. Дескать, мнение редакции не обязательно совпадает с озвученным мнением.

Буквально евробюрократ, виляющий хвостом. Тут как бы или уже евробюрократия, или наука и революция достоверности. Ну а Сергей свой выбор, как мне кажется, сделал.
31.0K viewsedited  12:34
Открыть/Комментировать